Советский кинематограф подарил множество замечательных картин. Очень популярные и в свое время, и сейчас, они практически растасканы зрителями на цитаты. «Какая гадость эта ваша заливная рыба» или «Упал — закрытый перелом, очнулся – гипс» эти слова помнят все. А «Клади КЦ – получишь гравицапу» и «Пацак пацака не обманывает» помните? Если да – значит вы когда-то смотрели фильм Г. Данелии «Кин-дза-дза», смысл которого глубок и многогранен.
Краткое содержание фильма «Кин-дза-дза»
Картина представляет собой фантастическую историю, случившуюся с простыми, ничем особо не примечательными людьми:
- прорабом Владимиром Николаевичем (дядей Вовой), вышедшим из дому за хлебушком;
- студентом Гедеваном, который не смог остаться равнодушным к судьбе незнакомца, называвшего себя инопланетянином.
Благодаря неаккуратному обращению с небольшим прибором – машинкой перемещения – они попадают на другую планету, носящую название Плюк в галактике Кин-дза-дза. Плюк встречает их совершенно негостеприимно. Перед взглядом путешественников – пустыня. Как оказалось, всю воду здесь перерабатываеют в луц – топливо для средств передвижения. Технически Плюк развит вроде бы неплохо. Тут и там небо пересекают летающие объекты – пепелацы. Но вся техника, ржавая донельзя, создает впечатление вот-вот разваливающейся. Именно в причинах общей деградации развитого общества и состоит скрытый смысл фильма Кин-дза-дза.
Гравицапа за пол-каце
Встреча с местными жителями Би и Уэфом дает героям некое представление об общественном строе Плюка, а также раскрывает смысл фильма Кин-дза-дза.
На заметку! В фильме сыграли замечательные актеры, которые привнесли определенную атмосферу в эту фантастическую историю.
- Дядя Вова – С. Любшин .
- Гедеван – Л. Габриадзе.
- Би – Е. Леонов.
- Уэф – Ю. Яковлев.
Все жители делятся на пацаков и чатлан, которых отличает друг от друга специальный прибор — визатор, зажигающий зеленый и оранжевый индикаторы соответственно. Пацаки подвергаются жесткой дискриминации, вынуждены носить унизительные колокольчики в носу – цаки – и приседать со странным приветствием «Ку!» перед каждым из чатлан.
Сложно бы пришлось дяде Вове и Гедевану на столь суровой планете, но к счастью у курящего прораба в кармане оказывается коробок спичек. На Плюке это настоящее богатство. Ведь всего лишь за половину спички – каце – можно купить гравицапу – прибор, без которого невозможны полеты на пепелаце.
Чем закончился фильм Г. Данелии «Кин-дза-дза»
Много приключений приходится пережить героям, прежде чем им удастся вернуться, наконец, на свою планету. Вернуться не только в пространстве, но и во времени на минуту раньше их «отлета». И вот уже дядя Вова спешит за своими макаронами и хлебом, а Гедеон натягивает на замерзшие уши кроличью шапку. И только когда оба, увидев проблесковые оранжевые маячки трактора, приседают и делают Ку! – вспоминают обо всем и узнают друг друга.
Высокоинтеллектуальная деградация
В фильме Кин-дза-дза смысл заключен в каждой минуте повествования этой удивительной истории. Общество, разделяющее людей по цвету штанов, обречено на деградацию. Ведь неслучайно космические корабли, бороздящие небо Плюка – всего лишь ржавые бочки, не достойные носить гордое звание пепелаца.
Смысл фильма Кин-дза-дза в том, что материальное никогда не должно главенствовать над духовным. У жителей Плюка восторг вызывают только блага, обеспечивающие высокое положение в этом бедном на эмоции обществе. Обычные спички-каце способны внушительно поднять статус обладающего ими. Желтые штаны обеспечивают уважение, а малиновые – преклонение. Наличие бассейна в условиях крайнего дефицита воды – превращает в «бога» — ПЖ.
Словарный запас жителей планеты крайне скуден. Названиями удостоены лишь важные для жизни и положения вещи. Кроме этого, допустимо даже одно ругательство – Кю. Остальные слова заменяются тем самым Ку!
Культурная жизнь Плюка
Потрясающая способность читать мысли, которая могла бы развить это общество до небывалых высот, лишь научила людей даже думать неискренне. Потому что эцилоппы – местные блюстители «порядка» — сурово наказывают инакомыслящих, даже одетых в желтые штаны.
Интересно! Режиссер Кин-дза-дза Данелия объяснил объяснил смысл некоторых слов — Плюкских терминов, столь непривычных для уха. Например:
- «эцилопп» произошло от читаемого «задом-наперед» английского «police»;
- «пепелац» – от грузинского слова «бабочка» (пепела);
- в слове «гравицапа» легко угадываются корни слова «гравитация»;
- «пацак» произошло от украинского и также читаемого наоборот «кацап»;
- «чатлане» — от восточного ругательства «чатлах» — сволочь, негодяй.
Жизнь жителей Плюка столь бедна на эмоции, что простейшие, не обремененные никакой смысловой нагрузкой громкие песенки, вызывают настоящую эйфорию у зрителей. А ведь культурное развитие, реакция на те или иные творческие интерпретации – индикатор общества в целом. Поэтому настораживает сейчас увлеченность и восхищение разными «Бум бум» и «Дал дал ушел». Настораживает и пугает, будто обещая скорую деградацию, колокольчики в носу и утреннее приветствие «Ку!».
Назад в СССР
Существует мнение, что существует некий скрытый смысл Кин-дза-дза. Он заключается в том, что Плюк со всеми его ржавыми, но, тем не менее, функционирующими пепелацами – Советский Союз. Только в это стране межпланетарный корабль мог напоминать скорее ступу Бабы Яги и заводиться с помощью хорошего удара молотком. Помните, как обычно настраивался любой советский телевизор? Правильно, кулаком.
А планета Альфа, на которой герои оказались по ошибке – недоступная мечта многих советских людей – заграница. Где все чистое и светлое, где люди вежливые и улыбчивые. Вот только подводный камней, портящих жизнь, очень много. И в результате люди, ностальгирующие по ржавым, но честным и таким родным пепелацам, возвращаются на Плюк.
Фильм Г. Данелии «Кин-дза-дза», смысл которого понятен и актуален даже теперь, спустя несколько десятков лет, поднимает множество проблем. Сегрегация и расизм, ценность материального и безразличие к духовному, насилие и произвол власть имущих. Знакомо, не правда ли?