В каждом втором современном фильме затрагивается тема человеческих взаимоотношений. Свободные отношения постепенно приводят к обесцениванию семейных ценностей. Смысл фильма Лобстер построен вокруг фантазийного будущего, где члены социума поставлены в строгие рамки, обязывающие создавать пары. Граждан, нарушивших правила, превращают… в животных.
Описание истории
Картина Йоргаса Лантимоса описывает тоталитарное антиутопическое общество, где личные желания и предпочтения населения не принимаются в расчет. Проживание проходит по незыблемым правилам:
- Члены общества обязаны состоять в паре.
- После развода полиция отлавливает одиночек в кафе, магазинах, других общественных местах.
- Беглецов на 45 суток помещают в отель. Хотя заведение обладает необходимыми удобствами, жесткий контроль навевает ассоциации с концлагерем.
- Постояльцы обязаны за отведенное время успеть найти партнера на основе одинаковых признаков. Закон о притягивании противоположностей тут не действует. Потенциальные участники пары должны обладать схожими признаками (жестокость, тугоухость, плохое зрение, хромота, кудрявая шевелюра).
- Если одиночкам не удается создать новый союз, бедолаг подвергают процедуре реинкарнации, превращая в животных, и отправляют в «пампасы» – лес, кишащий другими зверьми.
- Одиночки могут увеличивать срок пребывания в гостинице. Главное условие – они обязаны расправляться со сбежавшими изгоями общества, укрывающимися в лесу. За каждого убитого охотнику прибавляется 1 день проживания в гостинице.
Добро пожаловать в отель
Сюжет фильма Лобстер закручен вокруг архитектора Дэвида (Колин Фаррелл). Оставшись один в 40 лет после развода, главный герой попадает в отель. Он становится свидетелем, как постояльцы начинают имитировать неприсущие им черты, стремясь сблизиться с приглянувшимися соседями.
Для постояльцев отеля регулярно проводятся тренинги, демонстрирующие преимущества существования в паре. Однако свободы у членов вымышленного мира немного. Они вправе выбрать тип пары – гомо- / гетеросексуальный союз (без этого фильм порвала бы в клочья западная аудитория и критики). Второе – животное, в которое превратят одиночку в случае неудачи. Дэвид, в отличие от подавляющего большинства, выбирающего собак, желает стать лобстером.
На заметку! Лобстер – одно из немногих существ на планете, доживающих до 100 лет. На протяжении всего периода он сохраняет фертильность, не нуждаясь в постоянной паре. Момент помогает лучше осознать, в чем смысл фильма Лобстер, выставляя одиночество как преступление в придуманном режиссером мире.
Вторая половинка
Ситуация резко меняется, когда главный герой решает собственноручно расправиться с бессердечной соседкой, убившей собаку (в прошлом брата одного из постояльцев). Не имея законных прав, он превращает ее в животное, а сам сбегает в лес. Очутившись в пампасах, Дэвид примыкает к партизанской группировке. Законы, установленные здесь еще более дикие, чем в остальном мире:
- физическое, духовное сближение запрещены;
- отсутствие взаимопомощи;
- поцелуи караются отсеканием губ;
- каждый участник группировки обязан вырыть подходящую себе могилу.
В новом, зеркально противоположном мире Дэвид находит вторую половину (Рэйчел Вайс). Они, как требуют общие законы, обладают идентичными внешними признаками – близорукостью.
Концовка и скрытый смысл
Мир главного героя переворачивается с ног на голову, когда о флирте избранников узнает атаманша диверсантов. Она обманом отправляет героиню на операцию, из-за которой она окончательно слепнет. Пресловутое сходство персонажей заканчивается. По навязываемым Дэвиду с рождения законам у пары не осталось ничего общего.
Однако эмоции берут вверх. Из чувства мести он расправляется с атаманшей, зарыв ее тело в свою могилу. В финальных сценах герои открыто идут по дороге, заходят в кафе. Смысл концовки фильма Лобстер раскрывает момент, когда Дэвид, взяв нож, отправляется в туалет. Стоя перед зеркалом, он пытается лишить себя зрения, попеременно целясь в правый / левый глаз. То, чем закончился фильм Лобстер, режиссер намеренно оставляет открытым. Весь вопрос заключается в том, что выберет главный герой – продолжать следовать правилам или наперекор судьбе останется с избранницей.
Концовка фильма Лобстер – темный экран, который можно трактовать как:
- следуя внушенным правилам, Дэвид решает ослепить себя, чтобы остаться с любимой;
- герой малодушно сбегает, выбрав удел Лобстера, а слепая Рэйчел долго ждет спутника в кафе;
- бывший архитектор не смог определиться, что ему дороже.
Есть в картине другой, скрытый смысл фильма – несостоятельность реального человеческого общества, осуждающего выбор людей, желающих по определенным причинам оставаться одиночками.
Фильмы со смыслом всегда оставляют после просмотра массу вопросов. Лобстер – яркой пример картины, заставляющей поразмышлять. Человек, будучи глубоко социальным существом, на подсознательном уровне впитывает установленные обществом правила, стандарты. Даже испытав чувство влюбленности, далеко не каждому дано развить его в крепкий союз без цементирующего элемента, которым в фильме выступает схожесть признаков.