Мама! 2017 – драма по мотивам Библии

Содержание
  1. Описание истории
  2. Концовка
  3. Скрытый смысл

Мама – неоднозначное творение режиссера Даррена Аронофски, фильмы со смыслом которого чрезвычайно символичны и по-разному воспринимаются зрителями. Последняя лента не исключение. Взгляды критиков на картину расходятся не только в главном посыле, но и в плане трактовки сюжета. Смысл фильма Мама сочетает сразу три подтекста: религиозный, экологический и токсичные отношения мужчины и женщины.

Описание истории

Сюжет фильма Мама описывает события, происходящие в расположенном на отшибе доме. Режиссер намеренно не давал имен главным героям, называя персонажей Он – писатель, страдающий отсутствием вдохновения (Хавьер Бардем) и Мать (Дженнифер Лоуренс). Картина начинается с того, что мужчина ставит на полку кристалл. В нем он видит неиссякаемый источник музы, вдохновения. В этот момент просыпается главная героиня.

На заметку! Изначально зритель не придает особого значения первой сцене. Однако концовка фильма Мама, трактовка финала напрямую от нее зависит.

Мать начинает обустраивать жилище. Женщины по определению считаются хранительницами очага, стремятся создать райский уголок из окружающего пространства. Поэтому на первых минутах просмотра поведение не бросается в глаза. На то, что режиссер вкладывает особое значение действиям главной героини, намекают периодически возникающее в стенах сердцебиение, непонятные кровяные пятна.

Основные события картины начинают разворачиваться, когда хозяин пускает в дом гостя, восхищенного творчеством, а затем его родню. Мать категорически не согласна с присутствием незнакомцев. В этот момент в картине начинает прослеживаться четкий религиозный подтекст:

  • шрам на спине незнакомца (Эд Харрис) в области ребер (явная отсылка к библейскому Адаму);
  • появившиеся родственники гостя – жена (Мишель Пфайфер), двое сыновей – Динал и Брин Глисоны (Ева, Каин, Авель);
  • убийство брата вторым сыном.

На поминках народа становится больше. Жилище начинает символично разваливаться, из стен и раковины сочится кровь (аллегория Всемирного потопа).

За время относительного спокойствия мать рожает ребенка. Символично, что в этот момент Он заканчивает свое произведение. Но недовольная толпа, ворвавшаяся в дом, крушит все вокруг. Увидев новорожденного (Иисуса), народ в восхищении передают его из рук в руки, что приводит к печальному итогу – гибели ребенка.

Концовка

В финале фильма взбешенная, скрывающаяся от толпы Мать, не намерена оставлять созданный мирок толпе, взрывает дом. Мужчина находит обгоревшее тело, приносит его в кабинет, достает из сердца возродившийся кристалл. Просыпается обновленная Мать (исполненная другой актрисой). То, чем закончился фильма Мама, попытка режиссера вернуть действие к началу, создать замкнутый круг.

Скрытый смысл

Смысл фильма Мама можно трактовать по-разному. Среди критиков популярны 4 точки зрения:

  1. Людской паразитизм, разрушение природы. В этом случае Мать – аналогия природы, а дом – планета Земля. Она с любовью обустраивает быт, заботится о Нем (человеке). Но появляется толпа фанатов. Бездумным поведением они рушат все, включая жизнь ребенка. В гневе природа уничтожает созданную планету. Выживший главный персонаж пытается на остатках возвести прежний быт.
  2. Библейская трактовка. Он – Бог, она – мать-природа, предназначение которой создать рай. Гости – намек на Адама, Еву и их сыновей. Новорожденный – Иисус, которого распяли люди, взрыв – апокалипсис. На остатках природы (кристалле) нуждающийся в любви, почитании Бог построит обновленный мир.
  3. Феминистская линия (токсичные семейные отношения). Если не искать духовных аналогий персонажам, то мужчина – типичный представитель патриархата. Мать – обыкновенная женщина, которую не ценят. Несмотря на просьбу, главный герой все равно пускает незнакомцев погостить. Согласно феминистской трактовке, главный смысл концовки фильма Мама – после разрушения дома и гибели героини, Он тут же находит замену погибшей жене.
  4. Муза и творец. В начале ленты герои находятся в полной гармонии. Все прекращается, когда появляются фанаты поэта. Окрыленный успехом, он забывает о музе. Интерес толпы постепенно угасает, творец остается ни с чем. Муза отдает последнюю частичку себя, чтобы вернуть автору способность писать.

На заметку! Даррен Аронофски написал сценарий за 5 дней. Картина была номинантом на Венецианском кинофестивале и Сатурне. Но параллельно ей удалось попасть в списки «Золотой малины» сразу по 3 пунктам: худшие режиссер, главная женская и мужская роль второго плана.

Даже критики не могут прийти к единому мнению, в чем смысл фильма Мама. Какую трактовку выбрать, Даррен Аронофски оставляет на усмотрение зрителя. Автор уверяет, что его подвигли к написанию сценария накипевшие эмоции и постоянная стена непонимания.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит