В 2001 году вышел необычный фильм Дэвида Линча «Малхолланд Драйв». Вокруг психологических картин известного режиссера всегда возникает много споров. Загадки Линча заставляют даже самых интеллектуально развитых и подкованных зрителей ломать голову над смыслом его киношедевров и значением используемой символики. Что на этот раз придумал для искушенного телезрителя Дэвид Линч? Каков смысл фильма «Малхолланд драйв» и в чем особенность его сюжета?
Описание истории
Сюжет фильма «Малхолланд Драйв» представляет собой несколько параллельных линий, соединяющихся только в конце.
Лимузин подъезжает к указателю «Малхолланд драйв». Мужчина на переднем сидении поворачивается и пытается выстрелить в молодую темноволосую женщину. Тут происходит столкновение лимузина с встречной машиной.
Женщина остается жива, по улицам Лос-Анджелеса она пробирается в чужой дом, засыпает под столом.
В кафе «Winkies» разговаривают 2 незнакомца. Один (Ден) говорит о страхе перед чудищем из сна. Оба выходят на улицу. Дэн видит чудище и умирает.
Девушка Бетти приезжает в Лос-Анджелес. Она начинающая актриса, весь мир в ее руках. Бетти селится у тети Рут, которая уехала на полгода. В доме тети она обнаруживает темноволосую незнакомку, попавшую в аварию. Бетти не удивляется ее присутствию, предлагает свою помощь. Женщина не помнит своего имени, придумывает новое — Рита. В сумке Риты оказывается много денег и синий ключ.
Режиссер Адам Кэшер отказывает влиятельным лицам взять в фильм их протеже. За это его объявляют банкротом. Неизвестный ковбой с заброшенного ранчо убеждает Кэшера согласиться с мафией.
Дальше – история незадачливого убийцы. Ради записной книжки он убил 3 человек.
Интересный факт! В 2001 г. Линч стал победителем Каннского фестиваля в номинации «Лучший режиссер. Малхолланд Драйв».
Бетти удачно проходит конкурс на роль главной героини в фильме. Ей предлагают участие еще в одном проекте, где она видит Кэшера – они влюбленно смотрят друг на друга.
Рита вспоминает имя «Дайана Сэлвин». На квартире единственной в городе Дайаны Сэлвин они находят мертвую девушку.
Вечером героини сближаются – показана любовная сцена. Ночью обе отправляются в театр «Силенсио», где видят представления – иллюзии. Бэтти трясет. Она обнаруживает синюю коробочку в сумке. Героини приходят домой. Рита, не найдя подругу, открывает коробку с помощью ключа из сумки и тоже пропадает. Тетя Рут приезжает — находит только пустую коробку.
Концовка и скрытый смысл
Чем закончился фильм «Малхолланд Драйв»? Дайана Сэлвин просыпается в своей квартире. Внешне она копия Бэтти. Ее бросила подруга-лесбиянка и удачливая актриса-карьеристка Камилла (копия Риты).
На приеме в семье режиссера Адама Камилла сообщает всем о их помолвке с Кэшером. В кафе «Winkies» Дайана заказывает бывшую подругу киллеру. Убийца обещает отдать девушке ключ после выполнения заказа.
Концовка фильма «Малхолланд Драйв» неожиданная: Дайана кончает жизнь самоубийством. В конце на экране появляются образы счастливых Бетти и Риты.
Теперь нужно разобраться, в чем смысл фильма «Малхолланд Драйв». Некоторым кажется, что эта картина – набор непонятных, не связанных между собой сюжетов. Так кажется почти всем при первом просмотре. Однако если приглядеться и вспомнить многие моменты триллера, то становится понятным значение каждого героя, каждого его слова и действия.
На заметку! Сам Дэвид Линч отказывается давать ответы на вопросы о смысле фильма «Малхолланд Драйв». Лишь в некоторых фразах его можно уловить толику истины, за которую разом цепляются все поклонники его картин и кинокритики.
Основная и самая близкая к правде теория – это деление фильма на 2 части. Первая, до манипуляций Риты с синим кубом – сон, вторая – реальность.
Реальная жизнь
В реальности Дайана – несчастная девушка, которой не повезло в карьере и любви. Героиня еще надеется, что все наладится, когда звонит ее подруга и предлагает встретиться.
Но кто знал, что вечеринка возле Малхолланд Драйв станет местом катастрофы – крушения ее жизни. Камилла — самый близкий человек, опекавший Дайану, единственный даривший ей свою любовь и нежность — объявляет о планируемой свадьбе с Адамом. Поэтому МД становится местом аварии во сне.
После заказа киллера и получения ключа (свидетельства свершившегося убийства) девушка понимает, что ничего не решила содеянным. Она по-прежнему осталась безуспешной, никому ненужной, нелюбимой. Зато не стало нужного человека, боль утраты вжилось в сердце еще прочнее и появилось сумасшедшее чувство вины, которое пропадало только во сне.
Многие персонажи первой части находятся на вечеринке в честь помолвки: администратор Коко – мама Адама, мафиози – мужчина позади, протеже мафиози – девушка, поцеловавшая Камиллу, Адам им и остается, Ковбой – случайно проходящий гость.
Остальные персонажи из кафе – незадачливый чудаковатый убийца Джо, странный мужчина Дэн, пугающийся страшила из сна. И чудище отсюда – именно такой, несчастной и наводящей страх, после встречи с киллером стала Дайана для самой себя и других (взгляд Дэна, полный ужаса, наяву в кафе и во сне). Имя Бетти взято от официантки.
Сон-мечта
Первая часть – это сон-мечта Дайаны-Бетти. Начало сна похоже на настоящее появление героини в Лос-Анджелесе. Она полна грез и надежд, ее ничто не тревожит.
Но здесь, в отличие от реальной жизни, дальше все прекрасно – Бетти любят, уважают, ждут. Героиня востребована в кино, у нее легко получается добиваться ролей. Другой вопрос, что делает она это методами Камиллы — не только с помощью актерского мастерства.
Сцена проб Бетти обнаруживает скрытый смысл фильма – продажность, угасание современной культуры, кино, музыки. Проблема озвучена также в сценах с Адамом Кэшером, театром иллюзий.
Камилла-Рита оказывается жива – деньги у нее, значит Джо не сможет выполнить заказ – так подсознание Дайаны хочет сбежать от правды.
Обе девушки начинают новую жизнь. Во сне Камилла дарит себя Бетти, она благодарна новой подруге («Спасибо тебе за все»). Адам получил по заслугам – режиссера заставили подчиниться мафиози, его бросила жена, он влюбился в Бетти – абсолютная победа для Дайаны.
Все девушки, утвержденные на роли – блондинки, а не брюнетки. Даже Рита становится блондинкой после обнаружения трупа – перевоплощается не только ее внутренний мир, но и внешность. Как в жизни Даяна стала тенью Камиллы, так во сне Рита становится частью, отражением Бетти.
Пересечение миров и тишина
Реальность все же напоминает о себе в виде имени на бейдже официантки, сцен с киллером-сутенером, театра «Силенсио», где все прямо заявляют — «вокруг иллюзия».
Сцена с гадалкой – пересечение с потусторонним миром, он противится происходящему («нет, она тебе ничего не разрешала»). Тетя Рут мертва, ее дух находится в комнате гадалки («она не хочет уходить из моей комнаты, выгони ее»). Гадалка также служит напоминанием о произошедшем несчастье, вторгаясь в сознание спящей («она сказала, что с кем-то что-то случилось»).
Театр «Силенсио» — это мир между правдой и выдумкой – он показывает, как зыбко наше восприятие реальности. Нельзя точно сказать, что реальность — а что сон, где правда — а где вымысел, где жизнь – а где смерть, что важно – а что пустяки, что черное – а что белое, где шум – а где ТИШИНА. В то же время посещение театра – это окончательный путь к пробуждению, к реалиям жизни.
«Силенсио» вручает Бетти коробочку синего цвета – образ осознания содеянного Дайаной-Бетти и окончательного ухода Риты-Камиллы в другой мир. Синий ключ от коробки оказывается у Риты в сумке, только она может ее открыть, после чего уйдет в мир вечного сна.
На заметку! Синий цвет символизирует вечность, божественность, небо. Также это символ успокоения и веры. Неслучайно в фильме так часто фигурируют синие предметы: ключ, коробка, парик женщины.
Смысл концовки фильма Малхолланд Драйв в том, что после убийства любимой собственные демоны героини не дают жить ей в этом мире – она кончает жизнь самоубийством. Ее образ несчастного и ужасного чудища растворяется, исчезает. Только в мире грез и снов Дайана находит покой, умиротворение – там она воссоединится с любимой и будет счастлива. После этого наступает божественная тишина – силенсио. И будто не произошло трагедии – все так, как должно быть. Жизнь продолжается.
Малхолланд Драйв – фильм со смыслом. И каждый понимает его по-своему, пропуская через призму сознания все произошедшее в триллере. Ясно одно — равнодушных после просмотра не останется.