Кинокартина «Враг», вышедшая на большой экран в 2013 году – детище франкоканадского режиссера Денни Вильнева. С первых минут просмотра этого психологического триллера становится ясно, что ничего не ясно. Смысл фильма «Враг» постоянно ускользает, прячется за иносказаниями и образами в виде пауков и паутин. Давайте разбираться.
Описание истории
Сюжет фильма «Враг» развивается вокруг профессора исторического колледжа Адама Белла (Джейк Джилленхол). Его жизнь однообразна и ничем не примечательна. Стабильная работа, постоянная партнерша Мэри, которая при этом не требует серьезного продолжения их отношений. Этакий день сурка. В целом вся картинка начала фильма выдержана в мутных пыльных тонах. С минимумом динамики и движений. Но все преображается за несколько минут.
Двойник
Просматривая низкопробный фильм, взятый в прокате, Адам замечает в одной из незначительных ролей актера, один в один похожего на него. Заинтересованный наличием своего двойника, Белл начинает расследование по его поиску. Не понимая, что погружается в настоящую паутину тайн и безумия.
Актер, заинтересовавший Адама – Энтони Клер. Он живет в Торонто со своей женой Хелен. Его образ жизни в корне отличается от того, который ведет Адам. Энтони – активный тусовщик, разъезжающий на мотоцикле. Он дерзкий и импульсивный. Имеет любовниц, балует себя посещением секс-вечеринок. И мечтает о большой актерской карьере. Однако внешне они совершенно идентичны, от шрамов до растительности на лице. Как такое может быть? В этом и заключается основной смысл фильма «Враг».
Я – это он!
И Адам, и Энтони – две личности одного и того же человека. Психологический надлом произошел у героя, когда Хелен объявила ему о своей беременности. Привыкший к свободному активному времяпрепровождению, Энтони ощущает себя загнанным в угол. Ведь ребенок окончательно привяжет его к жене, которая уже давно не привлекает его. Добавит ответственности на плечи. А, возможно, и лишит мечты. Эмоциональная перегрузка оказывается столь велика, что герой просто сбегает и… амнезирует все неугодные ему воспоминания. Забвению предаются:
- нежеланная жена, проверяющая его телефон и карманы;
- неудачи в актерской карьере;
- свои измены и беспорядочные связи;
- будущий ребенок, разрушающий мечты и чаяния.
И в этот момент появляется Адам Белл, абсолютный антипод Энтони. Ему незнакомы амбиции. Он довольствуется жизнью простого преподавателя. Все, что когда-то любил и хотел Энтони – чуждо для Адама, вплоть до гастрономических предпочтений (черника).
Интересно! Черника в толковании снов по Фрейду означает (естественно!) секс. Энтони обожает ее и хочет постоянно иметь дома свежую ягоду. О чем и говорит в одной из сцен своей жене. Возможно, причины его измен в том, что Хелен смогла предложить ему только консервированный суррогат? Адам же отказывается от черничного угощения. Это говорит о том, что сексуальная сторона жизни не так уж важна для него.
Прежняя личность все же прорывается наружу. Адам увлеченно рассказывает своим студентам о тотальном контроле, которого ему удалось избежать (прощай, Хелен!). Также у героя остается его привязанность к матери.
Пауки
На протяжении всего фильма режиссер постоянно подсовывает зрителю пауков и их паутины. Первые членистоногие появляются в начале фильма на сцене ночного клуба. Далее они или незримо присутствуют в кадре — разбитое стекло в виде паутины. Или ощутимо давят — гигантский паук над городом.
На заметку! У Национальной галереи в Канаде установлена скульптура «Maman», которая идентична нависающему над городом членистоногому из фильма. Ее автор — Луиз Буржуа – росла в семье с властной трудолюбивой матерью и вечно изменяющим ей отцом.
Согласно теории Фрейда (кого же еще?) паук – женский символ. Он включает в себя с одной стороны страх быть брошенной, а с другой – материнские эмоции и чувства. Главный герой окружен властными женщинами:
- мать, которая диктует ему как, где и с кем жить, критикует его актерские работы, особо не церемонится;
- жена, контролирующая каждый его шаг, а теперь еще и будущая мать.
Именно из проблем взаимоотношений в семье у него и возникает психическое расстройство. Не в этом ли еще один смысл фильма «Враг»?
Концовка и скрытый смысл
Личность героя собирается воедино во время встречи в мотеле Энтони и Адама. Они меняются местами, понимая, что должны это сделать. Адам возвращается к Хелен. Та, замечая изменения, произошедшие с ним, убеждает его остаться в семье. И в этот момент Энтони погибает в автокатастрофе.
Возможно, целостность героя восстановилась, и вторая личность канула в лета за ненадобностью. Возможно, он обрел душевное равновесие и психической спокойствие, избавившись от импульсивности и дерзости Энтони. Но почему же тогда на стекле разбитой машины расползлась паутина? Не значит ли это, что герой снова попал в ловушку? Сможет ли он выбраться из нее?
Ответ зрителю дает то, чем закончился фильм «Враг». Адам находит ключ от приватной комнаты ночного клуба, принадлежащий Энтони. Вот и выход из ловушки, верно? Он сообщает Хелен, что хочет прогуляться. Но вместо нее видит в комнате… Стойте, опять паук? Да, но на этот раз маленький и испуганный. Наверное, один из своих страхов главному герою все же удалось победить.