«Американский психопат» — это фильм ужасов с большим количеством расчлененных тел и крови. Однако триллером его назвать сложно. Некоторые кровавые сцены вызывают улыбку на лице зрителя, другие – жалость к маньяку. Что за изюминку представила любителям триллеров режиссер Мэри Хэррон? И какой у фильма «Американский психопат» смысл?
Краткое содержание
Смысл фильма «Американский психопат» не так прост, как кажется. Обратимся сначала к сюжету триллера.
Патрик Бэйтман – вице-президент известной компании. Каждое утро он начинает с зарядки, принимает душ, делает укладку и маски для лица, наносит на кожу многочисленные крема. У него много костюмов и безупречный внешний вид.
Патрик идет в ресторан с друзьями. Там пропагандирует идеи борьбы с терроризмом, голодом, расизмом, неравенством мужчин и женщин. У него есть девушка – Эвелин. Она спит с его другом, а Бэйтмен — с ее подругой.
Убить за визитку
На работе все вице-президенты обсуждают дизайны своих визиток. Пол Ален постоянно называет Патрика Маркусом. Бэйтман взбешен, когда узнает, что визитка у Алена приятнее на ощупь, красивее, чем у него.
Возвращаясь вечером с работы, Патрик убивает бомжа-негра, от которого плохо пахнет. На следующий день герой встречается с Полом Аленом, приглашает его домой и зарубает топором. Труп в спальном мешке тащит, никого не опасаясь, по холлу отеля, закидывает в багажник машины. Мимо проходит его знакомый Луис Карутерс и спрашивает, откуда у Бэйтмана такой красивый спальный мешок.
К Патрику в офис приходит детектив, опрашивает его по поводу исчезновения Пола Алена. При явно нервозном состоянии Бэйтмана его никто не подозревает.
Вечером герой занимается сексом с двумя проститутками, снимает все на камеру. Оплачивает девушкам работу и отпускает.
На заметку! Книга Брета Истона Эллиса «Американский психопат», смысл которой хорошо передал Мэри Хэррон в одноименном фильме, содержит намного больше жестоких убийств и кровавых сцен, чем ее экранизация.
Луис сделал новую визитку, самую классную – Патрик готов его убить. Когда он протягивает руки к горлу Луиса, пытаясь задушить его, сотрудник принимает его за гея, чем приятно удивлен. Бэйтман с отвращением уходит.
Конвейер убитых
На вечеринке главный герой с сотрудниками нюхают порошок. Патрик увозит домой незнакомую девушку, а наутро крутит в руках отрезанный локон ее волос. На следующий вечер приглашает к себе секретаршу, но убить ее помешал звонок Эвелин.
Бэйтман опять приводит к себе двух проституток. Занимается с ними сексом, снимает видео, любуется на себя в зеркало. Затем зверски убивает обеих.
За ужином с Эвелин признается ей в маниакальной страсти и предлагает расстаться.
Когда Патрик пытается засунуть в банкомат котенка, его останавливает пожилая женщина. Главный герой достает пистолет и стреляет в нее, затем по дороге убивает охранника, идет к себе в офис. Оставляет сообщение на автоответчике своего адвоката — признается в совершенных убийствах, договаривается о встрече.
Адвокат при встрече заявляет, что все сказанное Патриком – хорошая шутка. Ален не может быть мертвым – его недавно видели в Лондоне.
Объяснение сюжета
В чем же смысл фильма «Американский психопат», снятого в 2000 году режиссером Мэри Хэррон?
Основная идея триллера – показать изнаночную сторону жизни яппи. Всем вокруг кажется, что эти люди – самые красивые, успешные и счастливые. У них есть все и им все доступно – ужинают в лучших ресторанах, могут посещать любые вечеринки, владеть дорогими машинами, красивыми женщинами.
Вначале зритель видит именно такого яппи Патрика. Он ухоженный, элегантный, ходит в брендовой одежде, посещает дорогие рестораны и салоны красоты. Его должность – вице-президент компании, он уважаемый член общества и желанный мужчина.
Не все так сладко
Однако тут же выявляются негативные стороны жизни Бэйтмана и других представителей яппи:
- отсутствие индивидуальности. Все сотрудники Патрика похожи друг на друга. Одинаковые прически, костюмы, взгляды, речи, машины. Поэтому состоятельные люди в фильме сами не всегда идентифицируют друг друга. Так Ален Пол часто называл Бэйтмана Маркусом, путая героя с другим коллегой;
- постоянная конкуренция — стремление показать себя лучшим хоть в чем-то. Так как у яппи практически все одинаковое, единственное, чем они могут похвастаться – это дизайн визитки: цвет, материал бумаги, шрифт имени. Отсюда желание главного героя убить сотрудников, у которых визитки получились удачнее, красивее;
- отсутствие чувств и эмоций. Патрик сам признается, что он имеет черты человека, но у него нет ни одной четкой эмоции, кроме алчности и отвращения;
- обмен половыми партнерами. В высшем обществе люди лишены способности любить, а измена здесь считается нормой;
- пустая красивая болтовня. Каждый старается выглядеть умным, образованным, говорить значимые речи и проявлять благодушие, не обладая при этом высокими духовными качествами. Патрик рассуждает о необходимости защищать малообеспеченных, выступает против расизма, но тут же убивает беззащитного бездомного негра.
- самолюбование, эгоизм и отсутствие интереса к другим. Бэйтман постоянно смотрит в зеркало. Он настолько любит себя, что места в сердце для других у него и быть не может. Такое же отношение он получает взамен – его личность также никому из друзей не интересна;
- алкоголь, наркотики и бесконтрольный секс. Отсутствие истинного счастья в жизни приводит к желанию получения быстрого удовольствия посредством выпивки, приема наркотических веществ и постоянных сношений со всеми подряд;
- игнорирование вещей, выходящих за рамки общепринятых стереотипов. Несколько раз за фильм герой признается друзьям, коллегам, что у него есть маниакальные наклонности. Но никто даже в серьез не воспринял сказанные слова из-за статуса и положения убийцы.
Драматичный психопат
Фильм «Американский психопат», смысл которого в поиске спасения от мира бездушия и безразличия, скорее похож на жизненную драму. Жестокие убийства, которые совершает Бэйтман – это протест против сложившейся ситуации в обществе и собственного бездушия. Главный герой хочет вырваться из клубка одноликих яппи, хоть как-то выделиться, стать другим. Однако даже преступление не является предлогом для привлечения внимания людей.
Это интересно! В заключительной сцене на двери красуется надпись «Это не выход», которая выбрасывает на поверхность суть фильма «Американский психопат».
Никто не верит Патрику, не воспринимает всерьез его заявления. И вырваться из плотно сплетенных яппи-сетей у мужчины не получается.
В чем суть концовки
Триллер имеет открытый финал. Зритель не может сказать точно, в чем смысл концовки фильма «Американский психопат». С одной стороны, адвокат дает понять Патрику, что все случившееся – это лишь воображение героя, ведь, Алена видели в Лондоне. С другой стороны, Пола могли перепутать с кем-то другим, как часто бывает у яппи. Финальная речь Патрика говорит скорее о реальности событий: «Наказание продолжает от меня ускользать».
Смысл финала «Американского психопата» остается нераскрытым, потому что режиссеру неважно, реально все было или нет. Первостепенным оказывается чувство безысходности главного героя. У него не получилось ничего поменять – и это его трагедия. «Осталась только боль».
«Американский психопат» — это триллер со смыслом. Несмотря на жестокость сцен и кажущуюся бессмысленность совершенных преступлений, в фильме поднимаются важнейшие проблемы общественной жизни. Основная из них — несоответствие лоска представителей высшего класса их внутренней пустоте и безразличию.